Как «Билайн» меняет рынок аренды площадок под базовые станции

Чтобы улучшить качество «сигнала» в одном из районов Горно- Алтайска, не хватало одного пустого гаража и мини-революции на рынке аренды.

— Этот гараж мы купили лет семь назад, под машину, — рассказывает индивидуальный предприниматель из Горно- Алтайска Светлана Ращупкина. — Когда покупали, планировали рядом приобрести дом. Но потом его купил друг, мы поселились в другом районе, а гараж так и остался.

Купленный «впрок» гараж Светланы располагается в гаражном массиве, между заводом «Подгорный» и районом Каяс. По меркам Горно-Алтайска это далеко от центра города. Перебои с сотовой связью были здесь делом привычным. Гараж тоже «работал» с перебоями. Сегодня есть арендатор, завтра — никого, послезавтра опять арендуют. Так длилось годами. Светлану (а она работает в гостиничной индустрии) ситуация с гаражом, конечно же, не устраивала, но в небогатом городе с населением 62 тысячи человек стабильного арендатора еще поискать.

Как «Билайн» меняет рынок аренды

Дату, когда в пустующем гараже появилась базовая станция компании «ВымпелКом», Светлана не запомнила. Но в архиве на сайте «Билайна» можно отыскать релиз от 21 ноября 2014 года, в котором компания «ВымпелКом» объявила о запуске нового раздела корпоративного сайта, посвященного аренде объектов недвижимости для размещения оборудования связи.

«Приглашаем владельцев надвижимости подавать заявки через наш сайт, мы ответим максимально быстро» — заявил тогда исполнительный вице-президент по развитию инфраструктуры ОАО «ВымпелКом» Андрей Патока. Идея была в том, чтобы дать возможность любому владельцу подходящего объекта выйти на компанию и предложить свои услуги. Это означало ни много ни мало перевернуть с ног на голову весь рынок аренды мест под базовые станции в России, с момента зарождения которого операторы связи наперегонки искали подходящие объекты и предлагали хозяевам всё что угодно, лишь бы застолбить место.

Как «Билайн» меняет рынок аренды

Ссылку на раздел для арендаторов Светлана Ращупкина увидела, когда искала на сайте «Билайна» подходящие тарифы для своей фирмы. К этому времени ее гараж уже седьмой месяц пустовал. А через полтора месяца в нем установили базовую станцию — комплекс радиопередающей аппаратуры, с помощью которого осуществляется связь между абонентскими устройствами. Специалисты называют подобные узлы сайтами сотовой связи. Для нового сайта оказалось достаточно укрепить крышу гаража, чтобы она выдержала оборудование.

Уже сейчас в руководстве «Билайна» утверждают, что учитывая скорость роста базовых станций и снижения затрат на аренду, произошедшее можно назвать революцией, необходимость в которой назревала давно. Как признался в одном из интервью директор по планированию и развитию сетей доступа «ВымпелКома» Юрий Маленков, в горизонте ближайших трех лет развитие сотовых сетей стояло под вопросом: мест под новые сайты просто физически не было на рынке, а старые стоили столько, что вызывали недоумение. В 2013 году у «большой тройки» российских операторов общие расходы на аренду объектов, необходимых для размещения оборудования, составили почти 40 млрд рублей.

Как «Билайн» меняет рынок аренды

В «Билайне» поставили перед сотрудниками задачу по снижению вдвое стоимости аренды новых сайтов. Путь для этого только один: сделать рынок аренды конкурентным, прозрачным и экономически выгодным для всех его участников.

— Когда у нас закончится срок действия договора, я обязательно воспользуюсь возможностью его пролонгации. «Билайн» — самый стабильный арендатор, который четко платит и при этом готов учитывать мои интересы, — перечисляет Светлана Ращупкина. — К тому же, теперь у нас между Каясом и «Подгорным» всегда хорошо ловит.